В морозный период при температуре наружного воздуха ниже -15°С над водобойным колодцем появляется «парение» или облако водяной пыли, которое поднимается вверх на высоту до 100-200 м и опускается в виде снега на гребень и балкон водосливной плотины.
При работающем водосбросе на бычках водосброса наблюдается неизбежное образование рыхлой снежно-ледяной массы с воздушными пустотами, которое в период низких температур наружного воздуха распространяется в сторону водосливных лотков. На уровне отметок 430-340 м на объединенных бычках водосброса наросла своеобразная снежно-ледяная стена, прикрывающая потоки воды, толщиной около двух метров. Масса льда, по расчетам специалистов, составляет около 25 тыс. тонн. Его смыкание над водосливными лотками в их средней по высоте части не приводит к снижению пропускной способности водослива в связи со сбросом теплой воды из глубинных слоев водохранилища и высоких скоростей течения потока, но способствует уменьшению интенсивности парения. В нижней части водосброса смыкание невозможно, так как в месте сопряжения потока с водой нижнего бьефа скорость течения составляет около 50 м/сек. Кроме того, снежно-ледяные образования над водосливными отверстиями непрочны, при температуре наружного воздуха выше -10°С начинается самоочищение водосливных лотков, а выше -5°С — обрушение фрагментов льда с бычков водослива. Постоянная работа по очистке снега с применением снегоуборочной техники по лоткам водосброса, продолжается не только в будние, но в праздничные и выходные дни. Также происходит обмерзание наружных поверхностей водосливной плотины и конструкций, ограждающих водобойный колодец. В настоящее время на крановой эстакаде находятся значительные ледовые наросты. Наледь представляет собой неоднородное образование разной высоты и ширины от пролета к пролету эстакады. Крановая эстакада имеет 11 секций (пролетов) по 12,3 м, ее длина составляет около 135 м. Максимальная высота отдельных «айсбергов», наросших на эстакаде доходит до 22 м. Нагрузка на эстакаду при этом может достигать 200-300 тонн на погонный метр (в одном -двух пролетах), что существенно меньше предельных расчетных значений. Согласно расчетам ОАО «Ленгидропроект», каждая продольная балка эстакады выдерживает равномерно распределенную нагрузку 50 тонн на погонный метр, всего на крановой эстакаде параллельно расположены 8 балок. Таким образом, допустимая нагрузка на эстакаду составляет 400 тонн на погонный метр. Кроме того, наросшие на крановую эстакаду «айсберги» имеют рыхлую структуру и представляют собой не ледяные, а снежно-ледяные глыбы, которые подвержены постоянному естественному подмыванию потоком воды, идущим через эксплуатационный водосброс. Фактически ледовые наросты, имеющие пирамидальную форму, рыхлую субстанцию и подмытые у своего основания потоком воды, не представляют никакой опасности для крановой эстакады и других гидротехнических сооружений Саяно-Шушенской ГЭС. Льдообразование на водосбросе не зависит от уровня воды в водохранилище, а вызвано работающим водосбросом, затворы которого находятся в стационарном положении и открыты на оптимальную величину. Шатер над гребнем устоя, установленный после очистки наросшего в период ноябрьского похолодания льда, и периодическая обработка его поверхности антиобледенителем позволили предотвратить повторное обмерзание водораздельного устоя в период низких температур наружного воздуха первой декады января 2010 года. Решена проблема обмерзания крыши машзала путем теплообогрева подкрышного пространства и обработки поверхности кровли антиобледенителем. Блоки крепления дна водобойного колодца по показаниям контрольно-измерительной аппаратуры находятся в удовлетворительном состоянии. Понижение температуры воздуха, достигшее в районе Саяно-Шушенской ГЭС в
первой декаде января 2010 года -28°С, -30°С, не отразилось на
безопасности плотины, сообщили порталу EnergyLand.info в пресс-службе ОАО "РусГидро".
Контрольные показатели системы «плотина-основание» как в декабре 2009
года, так и в первую декаду января нынешнего года изменялись в
соответствии с внешними нагрузками и воздействиями и соответствовали
требуемым критериям безопасности.
|