$IMAGE1-left$Владимир Путин встретился в среду с председателем правления концерна BASF Куртом Боком, говорится на сайте Кремля. Он напомнил, что BASF работает с разными российскими компаниями - с «Лукойлом», «Газпромом» - и является заметным, весомым акционером в «Северном потоке». Который является, по словам главы государства, "абсолютно естественным проектом", учитывая рост потребления газа в Европе и падение добычи у европейских партнёров.
Владимир Путин подчеркнул, что Москва не теряет надежды на восстановление полноформатного сотрудничества с Германией. Россия продолжит настойчиво работать с экономическими партнёрами, и с партнёрами на политическом уровне, заверил глава государства.
"Еще раз хотел бы подчеркнуть, что этот проект («Северный поток - 2» - ред.) не направлен ни против каких бы то ни было наших партнеров... Мы готовы со всеми нашими партнерами отношения продолжать, в том числе с Украиной в качестве транзитера. Но исходим из того, что нам будут предоставляться надежные, экономически выгодные рыночные условия для совместной работы", - сказал президент.
На это Курт Бок ответил, что, по его мнению, сторонам «удастся привести к успеху и проект «Северный поток – 2», именно потому, что между нами сложилось успешное сотрудничество».
Тем временем немецкая Wintershall (дочка Wintershall, которая работает с российскими партнерами в газовой сфере) уверена, что правительство Польши не сможет препятствовать реализации "Северного потока-2". Об этом сообщил журналистам член правления Wintershall Тило Виланд. Как передает РИА Новости, по словам чиновника, партнеры по "Северному потоку-2" проводят переговоры по возможностям поддержки проекта практически ежедневно.
"Мы уверены, что польскому правительству не удастся сорвать проект. "Северный поток-2" состоится", — сказал Виланд. "Польша всегда требует солидарности от стран ЕС, но не всегда готова действовать так же. На примере "Северного потока-2" Польша могла бы показать, что она может не только брать, но и дать", — подчеркнул он.
Как таковых громких разногласий ни у немецких партеров Газпрома, ни у представителей власти Германии с Россией и Газпромом не было, комментирует итоги встречи аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. По его словам, партнеры в рамках Северного-Потока 2, куда входят не только немцы, но и Shell, OMV, Engie – уже вложили много средств в проект и делают все необходимые технические изыскания и расчеты, стараясь не выбиваться из графика и добиться ввода первой нитки к концу 19-года.
Единственным и самым важным условием Германии – сохранить, несмотря на введение новых газопроводов – достаточный, поддерживающий экономическое благосостояние Украины, транзит газа через ее территорию. Газпром тут, конечно, пытался торговаться, но изначально никто полностью не заявлял о том, что транзит газа через Украину прекратится вовсе, тем более что это условие – залог работы "Северного потока - 2".
Как таковые разногласия же по "Северному потоку - 2" стали разгораться внутри самих членов ЕС, прежде всего страны Прибалтики и Польша, начали выступать с заявлениями, что данный проект якобы полностью разрушит экономику Украины, так как Россия после окончания договора на транзит газа в 2019 году прекратит его вовсе, так как у нее будет альтернативный транзитный путь. Более того выяснилось что якобы "Северный поток - 2" серьезно нарушит экологию в акватории Балтийского моря и в целом не соответствует ряду технических требований и регламентов. Поскольку такие не самые аргументированные доводы вряд ли бы смогли повлиять на судьбу потока – прибалты пошли по пути закона и польский антимонопольный орган нашел аргументы, запрещающие альянсу компаний совместно с Газпромом создать СП по потоку, что мешало реализации финансовой модели проекта.
Поэтому, полагает Кирилл Яковенко, сейчас Газпром будет реализовывать фактически проект самостоятельно, но партнеры по проекту будут также ему помогать но иными схемами. Собственно можно заключить, что попытка помешать потоку не вышла и он будет построен, встречи Путина и главы BASF – ничто иное как яркое подтверждение, что передел в сторону потока сделан основательный.
Единственное, о чем можно беспокоиться, считает аналитик, это то, что, несмотря на падающую добычу в ЕС, полностью "Северный поток - 2" загружен может лишь быть только в определенные периоды – пикового спроса на газ зимой, например, за все время существования "Северного потока - 1" он достиг 100-й дозакачки только этой зимой и то по причине того, что Украина перекупала газ у европейских стран. В целом, конечно, если Газпром и Нафтогаз не договорятся о поставках газа, то далее ситуация вряд ли изменится, газ точно также будет реверсом перепродаваться на Украину, но не стоит забывать про фактор СПГ и рвение Европейцев к диверсификации собственного рынка. Доля Газпрома в этом году на еврорынке и так уже составила более 35%, а это не очень соответствует политике ЕС, с другой стороны – вопросы энергобезопасности волнуют ее все же больше.
Как минимум часть газа, который будет транспортироваться по газопроводу "Северный поток-2", действительно заместит объёмы, идущие сейчас по украинскому коридору, полагает Александр Собко, аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково. Об этом, к примеру, говорит запланированное строительство и новой сухопутной "трубы" по территории ЕС, практически параллельно действующему газопроводу OPAL.
Одновременно, продолжает эксперт, своя ниша может сохраниться и у украинского транзита. Во-первых, объясняет он, это страны Южной Европы, куда труба с севера никак не "дотягивается", а газ в них идёт по южному транспортному коридору на Украине - это Болгария, Греция, а также Турция, но она скорее всего будет получать свой газ всё же в обход Украины по "Турецкому потоку". Во-вторых, ещё в ряде стран Восточной Европы - к примеру в Сербии и Венгрии - сохранить нынешние маршруты доставки может оказаться проще и дешевле. В-третьих, украинский транзит поможет в покрытии зимних пиковых поставок газа, когда мощностей всех российских труб может не хватить.
Так что, заключает Александр Собко, компромисс России с Германией по вопросу украинского транзита вполне возможен. Ключевым здесь является вопрос - какие минимальные объёмы газа будет согласен транспортировать "Нафтогаз" (чтобы сохранить рентабельность своего транзита).
|